Липецк, пл. Плеханова 3, офис 207

тел: +7 (4742) 51-57-42
Новости
01.11.2018

Агроинвестор: Топ-30 экспортеров зерна

В завершившемся сезоне российские экспортеры показали рекордные результаты: отгрузки на внешние рынки выросли почти на 18 млн т. 26 трейдеров из топ-30 показали позитивную динамику в течение сезона, в то время как годом ранее таких было лишь 17. Высоким темпам поставок способствовал большой урожай, увеличившиеся экспортные цены, а также субсидирование железнодорожных перевозок зерна Зерновой сезон 2017/18 для российских аграриев выдался необычным. В 2017 году был обновлен исторический рекорд по сбору зерна, составивший 135,4 млн т. Поскольку в 2016 году также был собран высокий урожай зерна (120,7 млн т), на рынке сформировался высокий объем запасов, оказывающий давление на внутренние цены. Так, средние цены на пшеницу четвертого класса в европейской части России в первой половине сезона снижались до минимумов с сезона 2014/15. Однако во второй половине сезона зерно активно дорожало, во многом благодаря рекордным темпам экспорта. Зерновой вывоз По предварительной оценке аналитического центра «Русагротранса», экспорт зерна из России в сезоне 2017/18 составил рекордные 53,3 млн т против 35,5 млн т в 2016/17 сельхозгоду. А с учетом зернобобовых (1,36 млн т), муки (0,35 млн т) и вывоза в страны ЕАЭС (0,98 млн т) общий объем поставок за рубеж оценивается почти в 56 млн т против 37 млн т годом ранее. В среднем ежемесячно вывозилось около 4,44 млн т основных зерновых агрокультур, в то время как в сезоне 2016/17 этот показатель составлял около 3 млн т. Пять раз — в сентябре, ноябре, декабре, марте и апреле — был достигнут и превышен уровень в 5 млн т. Самый большой объем был отгружен на внешние рынки в ноябре — более 5,5 млн т. Вывоз пшеницы, главной российской экспортной агрокультуры, по итогам сезона 2017/18 достиг 41,07 млн т. Это на 14,1 млн т больше, чем в предыдущем сельхозгоду. С таким показателем Россия второй раз в истории стала крупнейшим мировым экспортером пшеницы. Второе место в этом сезоне занял ЕС с 24 млн т (прогноз USDA). Ячменя за весь сезон за рубеж было поставлено 6,2 млн т (плюс 3,4 млн т по отношению к объему 2016/17), кукурузы — 5,7 млн т (плюс 0,46 млн т). Это также рекордные для России уровни. Столь высокий экспорт стал возможен по нескольким причинам. Во-первых, этому способствовал рекордный урожай пшеницы (85,9 млн т), а также высокие урожаи ячменя (20,6 млн т — максимум с 2008 года) и кукурузы (13,2 млн т, второй показатель после рекордного 2016 года, когда было собрано 15,3 млн т). Во-вторых, введение правительством льготного тарифа на перевозку зерна железнодорожным транспортом из ряда удаленных от портов регионов Центральной России, Поволжья, Урала и Сибири. В-третьих, рост экспортных цен на российскую пшеницу, которая с февраля 2018 года торгуется дороже $200/т — такие уровни фиксируются впервые с 2015 года. В-четвертых, экспортная инфраструктура, которая оказалась способна отправлять на экспорт свыше 5 млн т зерна в месяц. По морю Сезон 2017/18 ознаменовался рекордами по перевалке зерна по всем направлениям. В особенности через порты Новороссийск, Туапсе, Кавказ (куда идут объемы из малых портов на рейдовую перевалку), малые порты, а также порты Прибалтики и Каспия. Самый большой объем был отправлен за рубеж через новороссийские зерновые терминалы — 18,2 млн т против 12,2 млн т годом ранее. Малые порты Азово-Черноморского бассейна в совокупности отгрузили почти 16 млн т против 10,7 млн т в 2016/17. Заметно увеличил перевалку Кавказ — до 5,2 млн т против 3 млн т в предыдущем сельхозгоду. При этом фактически через этот порт за сезон будет вывезено около 11,8 млн т, так как большая часть объема, экспортируемого через него, проходит таможню в малых портах. На 55% увеличил отгрузку порт Туапсе до 2,5 млн т, на 19% до 3,9 млн т — Тамань. Российские балтийские порты нарастили перевалку с 882 тыс. т до 971 тыс. т, а порты Прибалтики — с 666 тыс. т до 1,7 млн т. Общий же вывоз зерна через все российские порты в 2017/18 сельхозгоду составил около 50,6 млн т против 32,7 млн т в 2016/17. Совокупная мощность российских портов, по оценке «Русагротранса», в завершившемся сельхозгоду составила около 55 млн т. В течение следующих пяти лет за счет реализуемых проектов на Юге, Северо-Западе, Дальнем Востоке она может возрасти как минимум на 30 млн т. В частности, на Юге ожидается реализация проекта «ОТЭКО» в порту Тамань мощностью перевалки 12,5 млн т зерна и 2 млн т прочих аграрных грузов. Продолжит модернизацию НКХП с увеличением перевалки с 7 млн т до 10 млн т. Заявлен к реализации проект терминала АЗТК (ТД «Риф») в г.Азов. Возводить его планируется с 2020 по 2022 год. На Северо-Западе на 2021-2022 годы запланировано строительство терминала ГК «Новотранс» в порту Усть-Луги мощностью до 6 млн т зерна и терминала под экспорт прочих аграрных грузов (шрот/жмых, жом и т. п.). Туда, скорее всего, переориентируется значительная часть объемов зерна и других аграрных грузов, идущих через порты Прибалтики (всего более 3 млн т). На 2022 год намечена сдача проекта совладельца лесного терминала «Фактор» в Приморске (Ленинградская область), рассчитанного на перевалку 2 млн т зерна. А на Дальнем Востоке запланирована реализация проекта «Дальневосточный зерновой терминал» в порту Зарубино («ОЗК») мощностью перевалки до 33,5 млн т с целью экспорта и транзита китайского зерна из северо-восточных провинций Китая в южные. Срок ввода первой очереди мощностью 3 млн т — 2021 год, второй очереди на 10 млн т — 2023 год. По железной дороге На протяжении сезона 2017/18 экспортные отгрузки зерна по железной дороге также возрастали. Так, с октября 2017 года по январь 2018 года они составляли около 1,7 млн т в месяц против 1,1-1,5 млн т в предыдущие годы, а к марту-апрелю этого года на экспорт выгружалось уже более 1,9 млн т ежемесячно. Пик был отмечен в апреле — 1,94 млн т, в то время как годом ранее в этот месяц было перевезено всего 986 тыс. т. В целом по железной дороге на экспорт был отправлен исторически рекордный объем — 19 млн т. Это больше прошлогоднего результата в 1,76 раза. В региональном разрезе железная дорога тоже демонстрировала рекорды. Все регионы страны, за исключением Юга России (Северо-Кавказской ж/д), поставили самые высокие за всю историю объемы зерна на экспорт. В июле-мае 2017/18 Поволжье отгрузило по железной дороге 4,5 млн т зерна (в 3,4 раза больше аналогичного периода 2016/17-го), Центральное Черноземье— 6,1 млн т (прирост в два раза), Сибирь — 1,2 млн т (в шесть раз), Урал — 642 тыс. т (в четыре раза). Доля южных регионов в экспортных железнодорожных перевозках продолжает снижаться, составив в мае 2018-го всего 8% против 61% на начало завершившегося сезона. Во второй половине сельхозгода преобладали отгрузки из Поволжья и Центра, их доля выросла до 37% по каждому региону (с 21% и 26% в сентябре 2017-го соответственно). На протяжении всего сезона росли поставки из Сибири и Урала. Рекордные отгрузки на экспорт по железной дороге в июле-мае сезона-2017/18 осуществлены из всех зернопроизводящих областей, в том числе Волгоградской (1,8 млн т против 679 тыс. т годом ранее), Саратовской (1,69 млн т против 462 тыс. т), Курской(1,33 млн т против 562 тыс. т), Тамбовской(1,16 млн т против 492 тыс. т) и других. И даже из удаленных от портов точек — Оренбургской (494 тыс. т против 115 тыс. т за июль-май 2016/17), Омской (396 тыс. т против 117 тыс. т) и Новосибирской (310 тыс. т против 9 тыс. т) областей. Все эти регионы, за исключением Волгоградской области, получали субсидии на возмещение потерь при перевозке зерновых грузов по железной дороге, что явилось дополнительным стимулом роста поставок. Однако на фоне активного вывоза из Поволжья и Центра отгрузки на экспорт из Ставрополья и Краснодарского края заметно ниже предыдущих сезонов — 2,67 млн т за 11 месяцев 2017/18-го против 3,16 млн т за аналогичный период в 2016/17-м и 1,36 млн т против 1,7 млн т соответственно. В целом прирост российского экспорта зерна с 35,5 млн т до 53,3 млн т на 45% будет обеспечен за счет железной дороги. Импортный спрос сократится на 1,5 млн тонн Светлана Малыш, Аналитик аграрных рынков Черноморского региона Thomson Reuters По нашему прогнозу, экспорт зерна из России в сезоне-2017/18 составил 51-51,5 млн т, включая 39-39,5 млн т пшеницы, почти 6 млн т ячменя и около 5,5 млн т кукурузы. Российская пшеница в последние годы является востребованной на мировом рынке в части соотношения цена-качество, что и подтверждают рекордные экспортные отгрузки. Высокий спрос на российское зерно на рынках сбыта вытесняет ранее традиционных поставщиков — таких как США, Европа и Австралия. Более того, события, происходящие в России и в Черноморском регионе в целом, часто стали оказывать влияние на общемировую ценовую конъюнктуру, основным показателем которой можно считать фьючерсные цены на Чикагской бирже. Запуск фьючерсных контрактов на черноморскую пшеницу на Чикагской бирже, а также ценовых индикаторов от различных мировых агентств, которые отражают реальную ситуацию на региональном уровне, только подчеркивает важность Черноморского региона для мирового рынка зерна. Ведь суммарно страны этой зоны, включая Россию и Украину, поставили на мировой рынок более 30% пшеницы в 2017/18 сельхозгоду. В новом сезоне Thomson Reuters не прогнозирует существенных изменений в структуре зернового вывоза из России. Основной экспортной позицией остается пшеница с протеином 12,5%, которая фактически уже стала неким брендом на мировом рынке. Что касается ожидаемой рыночной конъюнктуры в основных странах-покупателях российского зерна, то импортный спрос главных потребителей в 2018/19 сельхозгоду сократится на 1,4-1,5 млн т. Однако возможное снижение внешнего спроса на основные зерновые агрокультуры российского происхождения будет нивелировано уменьшением экспортного потенциала. «Агроинвестор», 1 ноября 2018 года